Ээг у детей норма

Расшифровка ЭЭГ у детей

Электроэнцефалография или ЭЭГ является высокоинформативным исследованием функциональных особенностей центральной нервной системы. Посредством данной диагностики устанавливаются возможные нарушения работоспособности ЦНС, и их причины.

Оглавление:

Расшифровка ЭЭГ у детей и взрослых дает подробное представление о состоянии головного мозга и наличии отклонений. Позволяет выявить отдельные пораженные участки. По результатам определяют неврологический или психиатрический характер патологий.

Прерогативные аспекты и недостатки ЭЭГ-метода

Нейрофизиологи и сами пациенты отдают предпочтение ЭЭГ-диагностике по нескольким причинам:

  • достоверность результатов;
  • отсутствие противопоказаний по медицинским показателям;
  • возможность выполнить исследование в спящем, и даже бессознательном состоянии пациента;
  • отсутствие гендерных и возрастных границ для проведения процедуры (ЭЭГ делают как новорожденным, так и людям преклонного возраста);
  • ценовая и территориальная доступность (обследование имеет невысокую стоимость и проводится практически в каждой районной больнице);
  • незначительные временные затраты на проведение обычной электроэнцефалограммы;
  • безболезненность (во время процедуры ребенок может капризничать, но не от боли, а от страха);
  • безвредность (закрепленные на голове электроды регистрируют электроактивность мозговых структур, но не оказывают никакого воздействия на мозг);
  • возможность проведения многократного обследования для отслеживания динамики назначенной терапии;
  • оперативная расшифровка результатов для постановки диагноза.

Кроме того, для проведения ЭЭГ не предусмотрена предварительная подготовка. К недостаткам метода можно отнести возможное искажение показателей по следующим причинам:

  • нестабильное психоэмоциональное состояние ребенка на момент исследования;
  • подвижность (во время процедуры необходимо соблюдать статичность головы и тела);
  • применение медицинских препаратов, оказывающих влияние на деятельность ЦНС;
  • голодное состояние (снижение уровня сахара на фоне голода влияет на работу мозга);
  • хронические болезни органов зрения.

В большинстве случаев, перечисленные причины можно устранить (провести исследование во время сна, отменить прием медикаментов, обеспечить ребенку психологический настрой). Если врач назначил малышу электроэнцефалографию, игнорировать исследование нельзя.

Диагностика проводится не всем детям, а только по показаниям

Показания для обследования

Показания к назначению функциональной диагностики нервной системы ребенка могут быть трех видов: контрольно-терапевтические, подтверждающие/опровергающие, симптоматические. К первым относятся обязательное исследование после поведенных нейрохирургических операций и контрольно-профилактические процедуры при диагностированной ранее эпилепсии, водянке мозга или аутизме. Вторую категорию представляют врачебные предположения на наличие злокачественных новообразований в головном мозге (ЭЭГ способна выявить атипичный очаг раньше чем, это покажет магнитно-резонансная томография).

Тревожные симптомы, при которых назначается процедура:

  • Отставание ребенка в речевом развитии: нарушение произношения из-за функционального сбоя ЦНС (дизартрия), расстройство, утрата речевой деятельности вследствие органического поражения определенных зон головного мозга, отвечающих за речь (афазия), заикание.
  • Внезапные, неконтролируемые приступы судорог у детей (возможно, это эпилептические припадки).
  • Неконтролируемое опорожнение мочевого пузыря (энурез).
  • Чрезмерная подвижность и возбудимость малышей (гиперактивность).
  • Бессознательное передвижение ребенка во время сна (лунатизм).
  • Сотрясения, ушибы и другие травмы головы.
  • Систематические головные боли, головокружения и обмороки, неопределенной природы происхождения.
  • Непроизвольные спазмы мышц в ускоренном темпе (нервный тик).
  • Неспособность сосредоточиться (рассеянность внимания), снижение умственной активности, расстройство памяти.
  • Психоэмоциональные нарушения (беспричинная смена настроения, склонность к агрессии, психозу).

Как получить верные результаты?

ЭЭГ головного мозга у детей дошкольного и младшего школьного возраста, чаще всего, проводится в присутствии родителей (грудничков держат на руках). Специальной подготовки не производиться, родителям следует выполнить несколько несложных рекомендаций:

  • Внимательно осмотреть голову ребенка. При наличии незначительных царапин, ранок, расчесов сообщить об этом врачу. Электроды не крепятся на участки с поврежденным эпидермисом (кожей).
  • Накормить ребенка. Исследование проводится на сытый желудок, чтобы не смазать показатели. (Из меню нужно исключить сладости, содержащие шоколад, который возбуждает нервную систему). Что касается грудных детей, кормить их необходимо непосредственно перед процедурой в медицинском учреждении. В таком случае малыш спокойно заснет и исследование проведут во время сна.

Грудничкам удобнее проводить исследование во время естественного сна

Важно отменить прием лекарственных препаратов (если малыш получает лечение на постоянной основе, нужно уведомить об этом доктора). Детям школьного и дошкольного возраста нужно объяснить, что им предстоит делать, и для чего. Правильный психологический настрой поможет избежать излишней эмоциональности. С собой разрешается брать игрушки (исключая цифровые гаджеты).

Следует удалить с головы заколки, бантики, вынуть сережки из ушек. Девочкам не заплетать волосы в косы. Если ЭЭГ делается повторно, необходимо взять протокол предыдущего исследования. Перед обследованием у ребенка должны быть вымыты волосы и кожные покровы головы. Одним из условий является хорошее самочувствие маленького пациента. Если ребенок простужен, или имеются другие проблемы со здоровьем, процедуру лучше отложить до полного выздоровления.

Методика проведения

По методу проведения, электроэнцефалограмма близка к электрокардиографии сердца (ЭКГ). В данном случае также используются 12 электродов, которые симметрично располагают на голове в определенных участках. Наложение и крепление датчиков к голове осуществляется в строгом порядке. Кожа головы в местах контакта с электродами обрабатывается гелем. Установленные датчики фиксируются сверху специальной медицинской шапочкой.

Посредством зажимов датчики присоединяются к электроэнцефалографу – прибору, который регистрирует особенности мозговой деятельности, и воспроизводит данные на бумажную ленту в виде графического изображения. Важно, чтобы маленький пациент держал голову прямо на протяжении всего обследования. Временной интервал процедуры вместе с обязательным тестированием составляет около получаса.

Тест на вентиляцию проводится детям с 3 лет. Чтобы контролировать дыхания, ребенку предложат надувать воздушный шарик в течение 2–4-х минут. Это тестирование необходимо для установления возможных новообразований и диагностики эпилепсии скрытого характера. Отклонение в развитии речевого аппарата, психических реакций поможет выявить световое раздражение. Углубленный вариант исследования, производится по принципу суточного мониторинга Холтера в кардиологии.

Шапочка с датчиками не причиняет ребенку боли или дискомфортных ощущений

Шапочку малыш носит на протяжении 24 часов, а расположенный на поясе небольшой прибор, непрерывно фиксирует изменение показателей активности нервной системы в целом и отдельных мозговых структур. Через сутки прибор и шапочку снимают и врач анализирует полученные результаты. Такое исследование имеет принципиальное значение для выявления эпилепсии в исходном периоде ее развития, когда симптомы еще не проявляются часто и ярко.

Расшифровка результатов электроэнцефалограммы

Декодированием полученных результатов должен заниматься только нейрофизиолог или невропатолог высокой квалификации. На графике довольно сложно определить отклонения от нормы, если они не имеют ярко выраженного характера. При этом нормативные показатели могут трактоваться по-разному в зависимости от возрастной категории пациента и состояния здоровья на момент проведения процедуры.

Непрофессиональному человеку правильно разобраться в показателях практически не под силу. Процесс расшифровки результатов может занимать несколько дней, в связи с масштабом анализируемого материала. Врач должен оценить электрическую активность миллионов нейронов. Оценку детской ЭЭГ усложняет то, что нервная система находится в состоянии созревания и активного роста.

Электроэнцефалограф регистрирует основные виды активности детского мозга, отображая их в виде волн, которые оцениваются по трем параметрам:

  • Частота волновых колебаний. Изменение состояние волн за секундный интервал времени (колебания) измеряется в Гц (герцах). В заключение фиксируется усредненный показатель, полученный средней активности волн за секунду на нескольких участках графика.
  • Размах волновых изменений или амплитуда. Отражает расстояние между противоположными пиками активности волн. Измеряется в мкВ (микровольтах). В протоколе описываются наиболее характерные (часто встречающиеся) показатели.
  • Фаза. По данному показателю (количество фаз на одно колебание) определяется текущее состояние процесса или изменения его направленности.

Кроме этого, учитывается ритмичность работы сердца и симметричность активности нейтронов в полушарьях (правом и левом). Основной оценочный показатель мозговой деятельности – это ритм, который генерируется и регулируется наиболее сложным по структуре отделом головного мозга (таламусом). Ритм определяется по форме, амплитуде, регулярности и частоте волновых колебаний.

Виды и нормы ритмов

Каждый из ритмов отвечает за ту, или иную мозговую деятельность. Для декодирования электроэнцефалограммы приняты несколько видов ритмов, обозначающихся буквами греческого алфавита:

  • Альфа, Бетта, Гамма, Каппа, Лямбда, Мю – характерные для бодрствующего пациента;
  • Дельта, Тета, Сигма – характерные для состояния сна или присутствия патологий.

Расшифровкой результатов занимается квалифицированный специалист

Проявление первого вида:

  • α-ритм . Имеет норматив амплитуды до 100 мкВ, частоты – от 8 Гц до 13. Отвечает за спокойное состояние мозга пациента, при котором отмечаются его самые высокие амплитудные показатели. При активизации зрительного восприятия или мозговой деятельности альфа-ритм частично или полностью ингибируется (блокируется).
  • β-ритм . Частота колебаний в норме составляет от 13 Гц до 19, симметричная в обоих полушарьях амплитуда – от 3 мкВ до 5. Проявление изменений наблюдается в состоянии психоэмоционального возбуждения.
  • γ-ритм . В норме имеет низкую амплитуду до 10 мкВ, частота колебаний варьируется от 120 Гц до 180. На ЭЭГ определяется при повышенной сосредоточенности и умственном напряжении.
  • κ-ритм . Цифровые показатели колебаний составляют от 8 Гц до 12.
  • λ-ритм . Включается в общую работу мозга при необходимости зрительной концентрации в темноте или с закрытыми глазами. Остановка взгляда в определенной точке λ-ритм блокирует. Имеет частоту от 4 Гц до 5.
  • μ-ритм . Характеризуется таким же интервалом, как α-ритм. Проявляется при активизации умственной деятельности.

Проявление второго вида:

  • δ-ритм . В норме регистрируются в состоянии глубокого сна или комы. Проявление при бодрствовании может означать раковые или дистрофические изменения в той области мозга, откуда получен сигнал.
  • τ-ритм . Колеблется от 4 Гц до 8. Процесс запуска осуществляется в состоянии сна.
  • Σ-ритм . Частота колеблется от 10 Гц до 16. Возникает в стадии засыпания.

Совокупность характеристик всех видов мозговой ритмичности определяет биоэлектрическую активность мозга (БЭА). Согласно нормативам, данный оценочный параметр должен характеризоваться, как синхронный и ритмичный. Другие варианты описания БЭА в заключении врача свидетельствуют о нарушениях и патологиях.

Возможные нарушения на электроэнцефалограмме

Нарушение ритмов, отсутствие/присутствие определенных видов ритмичности, асимметрия полушарий указывают на сбои мозговых процессов и наличии заболеваний. Несимметричность на 35% и более может быть признаком кисты или опухоли.

Кроме описанных параметров, учитывается возраст обследуемого ребенка. У младенцев до шестимесячного возраста количественный показатель тета-колебаний непрерывно растет, а дельта-колебаний падает. С полугодовалого возраста эти ритмы стремительно угасают, а альфа-волны, напротив, активно формируются. Вплоть до школы наблюдается стабильная замена тета- и дельта-волн на волны β и α. В пубертатный период активность альфа-ритмов превалирует. Окончательное формирование совокупности волновых параметров или БЭА завершается к совершеннолетию.

Сбои биоэлектрической активности

Относительно стабильная биоэлектроактивность с признаками пароксизма, независимо от области мозга, где это проявляется, свидетельствует о превалировании возбуждения над торможением. Это объясняет наличие систематической головной боли и при неврологическом заболевании (мигрени). Совокупность патологической биоэлектроактивности и пароксизма является одним из признаков эпилепсии.

Пониженная БЭА характеризует депрессивные состояния

Дополнительные параметры

При декодировании результатов во внимание принимаются любые нюансы. Расшифровка некоторых из них следующая. Признаки частого раздражения мозговых структур указывают на нарушение процесса циркуляции крови в головном мозге, недостаточности кровоснабжения. Очаговая анормальная активность ритмов является признаком предрасположенности к эпилепсии и судорожному синдрому. Несоответствие нейрофизиологической зрелости возрасту ребенка говорит о задержке развития.

Нарушение активности волн свидетельствует о перенесенных черепно-мозговых травмах. Преобладание активных разрядов с любой мозговой структуре и их усиление при физическом напряжении может вызывать серьезные нарушения в работе слухового аппарата, органов зрения, спровоцировать кратковременную потерю сознания. У детей с такими проявлениями необходимо строго контролировать спортивные и иные физические нагрузки. Медленный альфа-ритм может быть причиной повышенного мышечного тонуса.

Наиболее распространение диагнозы на основе ЭЭГ

К распространенным заболеваниям, которые диагностируются неврологом у детей после исследования, относятся:

  • Опухоль головного мозга различной этиологии (происхождения). Причина патологии остается неясной.
  • Черепно-мозговая травма.
  • Одновременное воспаление оболочек мозга и мозгового вещества (менингоэнцефалит). Причиной, чаще всего, является инфекция.
  • Анормальное скопление жидкости в структурах головного мозга (гидроцефалия или водянка). Патология имеет врожденный характер. Скорее всего, в перинатальный период женщина не проходила обязательные скрининги. Либо аномалия развилась вследствие травмы, полученной младенцем во время родоразрешения.
  • Хроническое психоневрологическое заболевание с характерными судорожными приступами (эпилепсия). Провоцирующими факторами являются: наследственность, травма при родах, запущенные инфекции, асоциальное поведение женщины во время вынашивания малыша (наркомания, алкоголизм).
  • Кровоизлияние в вещество головного мозга, вследствие разрыва сосудов. Может быть спровоцировано повышенным давлением, травмами головы, закупоркой сосудов холестериновыми наростами (бляшками).
  • Детский церебральный паралич (ДЦП). Развитие заболевания начинается во внутриутробном периоде под воздействием неблагоприятных факторов (кислородное голодание, внутриутробные инфекции, воздействие алкогольных или фармакологических токсинов) или травмой головы при родоразрешении.
  • Неосознанные передвижения во время сна (лунатизм, сомнамбулизм). Точного объяснения причины не существует. Предположительно, это могут быть генетические отклонения или влияние неблагоприятных природных факторов (если ребенок находился в экологически опасной зоне).

При диагностированной эпилепсии ЭЭГ проводится регулярно

Эпилепсия

Электроэнцефалография дает возможность установить очаг и разновидность болезни. На графике отличительными признаками будут следующие изменения:

  • остроугольные волны с резким подъемом и спадом;
  • ярко выраженные медленные остроконечные волны в совокупности с медленными;
  • резкое повышение амплитуды на несколько единиц кмВ.
  • при тестировании на гипервентиляцию фиксируется сужение и спазмы сосудов.
  • при фотостимуляции проявляются несвойственные реакции на тест.

Черепно-мозговая травма

Изменения на графика зависят от степени тяжести полученной травмы. Чем сильнее был удар, тем ярче будут проявления. Несимметричность ритмов указывает на неосложненную травму (легкое сотрясение головного мозга). Нехарактерные δ-волны, сопровождаемые яркими вспышками δ- и τ-ритмичности и разбалансировкой α-ритмичности могут быть признаком кровотечения между мозговой оболочкой и мозгом.

Поврежденная вследствие травмы зона мозга всегда заявляет о себе повышенной активность патологического характера. При исчезновении симптомов сотрясения (тошнота, рвота, сильные головные боли), на ЭЭГ отклонения будут все равно зафиксированы. Если же, наоборот, симптоматика и показатели электроэнцефалограммы ухудшаются, возможным диагнозом будет обширное поражение мозга.

По результатам доктор может рекомендовать или обязать пройти дополнительные диагностические процедуры. В случае необходимости детально обследовать ткани мозга, а не его функциональные особенности, назначается магнитно-резонансная томография (МРТ). При обнаружении опухолевого процесса следует обратиться к компьютерной томографии (КТ). Окончательный диагноз ставит невропатолог, суммируя данные, отраженные в клинико-электроэнцефалографическом заключении и симптоматику пациента.

Источник: http://diametod.ru/funkcionalnaya/rasshifrovka-eeg-detey

Ээг у детей норма

На ЭЭГ детей первого года жизни (старше одного месяца) отчетливо выявляются два фокуса активности (в затылочной области формируется альфа-ритм, в центральной области формируется мю-ритм) с частотой не превышающей 8,5Гц и амплитудой до 50 мкВ.

Тета и дельта волны не являются признаком патологии на ЭЭГ детей первого года жизни при их диффузном распространении.

При положительных эмоциональных реакциях у ребенка старше 4 месяцев во всех областях коры регистрируется тета-активность с амплитудой домкВ 9 в зависимости от происхождения реакций с преобладанием в передних или задних отделах коры мозга)

У детей первого года жизни при проведении фотостимуляции отмечается реакция усвоения ритма в диапазоне низких частот (2-5 Гц) в норме

Электроэнцефалограмма новорожденных детей имеет полиморфный уплощенный характер.

Во всех областях коры головного мозга выявляются низкоамплитудные низкочастотные волны с частотой до 1-3 Гц и амплитудой домкв, преобладающие по амплитуде в центральных отделах коры.

Наименьшие значения частоты колебаний определяются у новорожденных в затылочных отделах коры головного мозга.

ЭЭГ ребенка 3 месяцев жизни

У ребенка трех месяцев жизни на ЭЭГ отмечается общее увеличение амплитуды и частоты при наличии двух фокусов активности на электроэнцефалограмме.

Первый фокус ритмической активности частотой до 4-6 Гц и амплитудой до 50 мкВ располагается в затылочной области. Эта активность у детей раннего возраста является аналогом альфа-ритма.

Второй фокус ритмической активности частотой до 8 Гц и амплитудой домкВ располагается в роландической области. Эта активность у детей раннего возраста является аналогом мю-ритма.

ЭЭГ ребенка 6 месяцев жизни

К шести месяцам жизни в затылочной области у большинства детей определяется устойчивая активность частотой 5 Гц и амплитудой 50 мкв.

ЭЭГ ребенка 12 месяцев жизни

В затылочной области сформирован альфа-ритм частотой 7-8,5 Гц (выявляется довольно устойчиво после первого года жизни), амплитуда не превышает 50 мкВ

ЭЭГ детей 1-3 лет жизни

Мю-ритм с перемежающимся преобладанием то в правом, то в левом полушарии в сочетании с тета и дельта колебаниями и тета- ритмизированными группами колебаний преимущественно в центральных областях коры больших полушарий.

Резко выражен бета-ритм частотойГц

На ЭЭГ детей 1-3 лет жизни присутствует большое количество полифазных потенциалов (альфа-волн в сочетании с медленноволновой активностью) с амплитудоймкВ, подавляющейся при фотостимуляции

В задних отделах мозга отмечаются группы медленных ритмичных колебаний с частотой 2,5-4,5 Гц с тенденцией к возрастному усилению (slow posterior rhythm, или SPR).

Диффузные тета и дельта колебания, достигающие наибольшей амплитуды к 2-7 годам жизни ребенка.

Начиная с 12 месячного возраста до 9-10 лет жизни на ЭЭГ детей присутствует биоэлектрическая активность амплитудой не ниже 20 мкВ.

Снижение активности передних отделов мозга с усилением активности теменно-затылочных отделов мозга.

Реакция активации характеризуется появлением большого количества высокоамплитудных тета-волн и усилением выраженности альфа-ритма

Реакция усвоения ритма выявляется в диапазоне низких частот (с расширением диапазона по сравнению с детьми первого года доГц)

ЭЭГ детей 4-6 лет жизни

Амплитуда бета- активности в этот возрастной период не превышаетмкВ

Амплитуда полифазных потенциалов достигает в этот возрастной периодмкВ

В задних отделах мозга регистрируются синусоидальные ритмические медленные волны частотой 2,5-4,5 Гц и амплитудоймкВ. Однако до 10 процентов записи занимают SPR амплитудой до 100 мкВ

На электроэнцефалограмме детей 4-6 лет жизни отмечается дальнейший рост амплитуды колебаний с максимальным фокусом в центрально-теменной области, где отмечаются билатерально-синхронная, веретенообразная активность частотой 4-7 Гц и амплитудой домкВ (подобная картина ЭЭГ обусловлена, по видимому, активностью стволовых структур)

В лобной области начинает регистрироваться высокоамплитудная тета- активность

Медленные волны представлены в основном тета- активностью частотой 4-7 Гц с увеличением представленности при беспокойстве и во сне, асимметрия медленноволновой активности может достигать 20 процентов

Реакция активации при проведении пробы с открытием глаз характеризуется десинхронизацией активности с явлениями мигрирующей асимметрии

Реакция на фотостимуляцию характеризуется появлением медленных волн широкого частотного диапазона лучше выраженных в передних отделах мозга, но дольше сохраняющихся в задних отделах мозга.

Реакция усвоения ритма преобладает в диапазоне частот4-6 Гц (иногда до 8-15 Гц)

При гипервентиляции у детей от 4 до 6 лет выявляются диффузные, неритмичные, низкочастотные волны и так называемые комплексы «bulb-up» характеризующиеся наличием ритмичных волн частотой 2-4 Гц в лобных или, чаще, затылочных отделах коры.

ЭЭГ детей 7-9 лет жизни

Мю- ритм выражен в центральных отделах мозга и депрессируется при предъявлении проприоцептивных раздражителей.

Регистрируется большое количество полифазных потенциалов в теменно-затылочных отделах коры с правосторонней асимметрией до 50 процентов.

Slow posterior rhythm занимает до 2 процентов записи, в дальнейшем усиливаясь в период полового созревания.

Вспышки высокоамплитудных веретенообразных колебаний в центральных отведениях, связанные с усилением таламических влияний на кору больших полушарий.

Реакция активации в этом возрасте соответствует реакции активации взрослого человека и выражается в виде десинхронизации ЭЭГ.

Реакция усвоения ритма располагается в области оптимального диапазона частот головного мозга (около 10 Гц), и не ниже 4-6 Гц.

Выраженность реакции на проведение гипервентиляции проявляется лишь к 9-12 годам жизни, а время восстановления фоновой электроэнцефалограммы в норме не превышает 1 минуты после прекращения гипервентиляции.

ЭЭГ детейлет жизни

Постоянно на электроэнцефалограмме определяются альфа-ритм, мю-ритм, тета-волны и полифазные потенциалы. SPR при обследовании практически отсутствует.

С 10 летнего возраста при проведении электроэнцефалографического обследования у детей в норме не бывает вспышек тета-волн в центральных отведениях и усиления медленноволновой активности при предъявлении афферентных стимулов.

Наиболее выраженная реакция на проведение гипервентиляции проявляется кгодам жизни и характеризуется диффузной пароксизмальной активностью с появлением типичных групп медленных волн высокой амплитуды и bulb-up с преобладанием в передних или, чаще, в задних отделах коры головного мозга.

ЭЭГ детейлет жизни

После 15 лет на электроэнцефалограмме отсутствуют полифазные потенциалы и slow posterior rhythm, резко уменьшается количество медленных волн.

Отмечаются «взрослые» типы реакций при проведении проб с ослаблением реакции усвоения ритма. Уменьшается выраженность реакции на проведение гипервентиляции, однако, на ЭЭГ в 50 процентах случаев сохраняются генерализованные медленные волны с преобладанием в передне-центральных отделах коры больших полушарий, что связано с физиологическим запаздыванием созревания фронтальных отделов коры (продолжается до 22 лет)

В передне-центральных областях коры доминирует полиморфная активность (альфа-ритм и мю-ритм в сочетании с низкоамплитудной тета и дельта активностью)

ЭЭГ взрослого человека в норме

На электроэнцефалограмме впроцентах случает доминирует альфа-ритм с правильными зональными различиями, модулированный в веретена амплитудоймкВ. Однако впроцентах случаев отмечается амплитуда альфа-ритма не превышающая 20 мкВ, что обусловлено функционированием аутосомно-доминантного гена.

В норме на электроэнцефалограмме регистрируется альфа, бета и мю -активность, появление на электроэнцефалограмме взрослого человека медленных ритмов расценивается однозначно как признак патологии.

ЭЭГ в цикле сон-бодрствование.

Состояние человека, занимающегося какой-либо деятельностью, требующей высокой степени внимания или вызывающей сильное эмоциональное напряжение.

На электроэнцефалограмме проявляется десинхронизацией с уменьшением амплитуды и увеличением частоты колебаний.

Состояние человека, покоящегося в удобном и расслабленном положении с закрытыми глазами и не занятого специальной физической или психической деятельностью.

На электроэнцефалограмме проявляется регулярным альфа-ритмом максимальной амплитуды.

Первая стадия сна (дремота)

Снижение амплитуды и исчезновение альфа-ритма.

Появление на ЭЭГ одиночных и групповых низкоамплитудных тета и дельта волн.

Появление на ЭЭГ низкоамплитудной высокочастотной активности.

ЭЭГ в стадии дремоты описывается как «уплощенная, десинхронизированная с наличием полиморфной низкоамплитудной активности»

Вторая стадия сна (поверхностный сон)

«Сонные веретена» — диффузные вспышки колебаний частотойГц и амплитудой до 50 мкВ с наибольшей выраженностью в центральных отведениях, модулированные в веретена, генерализованные или билатерально-синхронные.

«К-комплексы» — вспышки активности, состоящей из двухфазной высокоамплитудной волны с начальной негативной фазой и максимальной амплитудой в центральных отведениях.

Вспышки полифазных высокоамплитудных медленных волн

Третья стадия сна (глубокий сон)

Отсутствите «веретен сна» и «К-комплексов».

Тета и дельта волны с амплитудой выше 75 мкВ, занимающиепроцентов ЭЭГ

Четвертая стадия сна (очень глубокий сон)

Дельта-волна с частотой 2 и менее Гц и амплитудой более 75 мкВ, занимающие более 50 процентов времени ЭЭГ.

Пятая стадия сна (быстрый сон или сон с быстрыми движениями глаз)

Полиморфная активность с преобладанием низкоамплитудных высокочастотных волн.

Диффузное снижение мышечного тонуса с появлением саккадирующих быстрых движений глаз.

Отсутствуют «сонные веретене» и «К-комплексы»

В передне-центральных отведениях периодически выявляется «пилообразная» активность частотой 2-3 Гц.

Источник: http://www.neuronet.ru/educ/100/met/eeg2.html

Что показывает ЭЭГ головного мозга у ребенка: нормы, расшифровка результатов и нарушения на энцефалограмме

Когда малыша беспокоит частая головная боль, педиатр направляет его на консультацию к детскому невропатологу. Выяснить причину боли непросто, но сейчас есть безвредные, достоверные и информативные методы обследования даже самых маленьких детей.

Электроэнцефалография и эхоэнцефалоскопия назначаются специалистами при отклонениях в речевом, психическом, моторном развитии. Эти методы исследования позволяют выявить множество других нарушений в работе ЦНС.

ЭЭГ позволяет исследовать активность головного мозга и дать точную оценку развития ребенка

Что такое ЭЭГ, и каковы показания к назначению процедуры детям?

При подозрении на расстройства центральной нервной системы (ЦНС) используют разные методы диагностики, особенно часто применяются ЭЭГ и ЭХО ЭГ, назначаемые ребенку любого возраста:

  1. Электроэнцефалография (ЭЭГ) – безопасный и информативный метод диагностики нарушений в работе центральной нервной системы. При ЭЭГ регистрируются электрические импульсы в разных областях мозга. Результат записывается на бумаге в виде набора линий, которые анализируются специалистом.
  2. Второй достоверный метод исследования работы центральной нервной системы — эхоэнцефалография (ЭХО ЭГ). В отличие от ЭЭГ, при эхоэнцефалографии диагностика проводится с помощью ультразвуковых волн. Они направляются внутрь мозга, возвращаются и фиксируются электрическим прибором.

Нейрофизиолог делает заключение после проведения ЭЭГ и ЭХО ЭГ о функционировании ЦНС на основании наличия или отсутствия определенных волн, степени их согласованности. Специалист определит область поражения и даст оценку текущего состояния здоровья малыша, увидит степень поражения и оценит эффективность назначенного лечения.

Такой метод применяется в любом возрасте — даже у новорожденных малышей. ЭЭГ высокочувствительна и показывает даже самые незначительные изменения в коре мозга. Кроме того, энцефалограмма — доступный и быстрый метод диагностики, что очень важно при обследовании маленьких детей. ЭЭГ также делается людям, находящимся без сознания или в коме.

Направление ребенку на ЭЭГ головного мозга выписывает педиатр или детский невролог. Электроэнцефалографию назначают при наличии следующих состояний:

  • эпилепсия — для оценки степени поражения;
  • расстройства сна, в частности — лунатизм;
  • воспалительные заболевания ЦНС (менингит);
  • патологии новорожденных (гидроцефалия);
  • детский церебральный паралич;
  • аутизм, задержка психического, речевого развития (рекомендуем прочитать: аутизм — что это за болезнь: симптомы и причины развития заболевания у детей);
  • заикание и энурез;
  • подозрение на новообразование в головном мозге;
  • травма головы;
  • частые головные боли с потерей сознания;
  • изменения поведения: раздражительность, вспыльчивость, плаксивость, гиперактивность, агрессивность, слабость, плохая память;
  • после оперативного вмешательства в области ЦНС.

ЭЭГ головного мозга назначается при различных заболеваниях и эмоционально нестабильном поведении ребенка

Противопоказания к исследованию

Противопоказаний к электроэнцефалограмме нет. Она может быть проведена абсолютно любому человеку, независимо от возраста и состояния здоровья. Она не имеет ограничений по частоте использования, поскольку совершенно безопасна.

При проведении исследования специалист обратит внимание на целостность кожных покровов. Электроды не должны крепиться на места с открытыми ранами, сыпью или свежими швами после операции.

Подготовка ребенка к процедуре

Для получения достоверного и информативного результата ребенка нужно подготовить к обследованию:

  • если он агрессивен, накануне процедуры ему дают успокоительные препараты;
  • перед исследованием следует проинформировать врача о том, какие лекарственные средства (например, противосудорожные лекарства) принимает малыш, ведь они могут исказить данные;
  • не кормить продуктами, которые воздействуют на нервную систему (кофе, чай, энергетики, шоколад);
  • перед исследованием рекомендуется помыть голову, не наносить на волосы лаки, муссы, пенки для волос, не должно быть дред и кос;
  • нужно снять все украшения: серьги, заколки, пирсинг;
  • покормить малыша за 2 часа до процедуры — у голодного человека падает концентрация сахара в крови, что также искажает результаты;

За пару часов до процедуры ребенку необходимо поесть: результаты ЭЭГ, сделанные на голодный желудок, могут быть немного искажены

  • грудничку ЭЭГ лучше проводить во время сна;
  • малышам постарше взять с собой игрушки, книги, чтобы отвлечь его во время процедуры;
  • детей следует психологически подготовить к процедуре, рассказать, сколько времени она проходит, ведь им придется длительное время провести в спокойном, почти неподвижном состоянии.

Исследование не проводится при острых заболеваниях (например, ОРВИ). При повторном проведении ЭЭГ нужно взять с собой результаты прошлого исследования.

Этапы ЭЭГ

Стандартная процедура ЭЭГ ребенку включает в себя несколько этапов:

  1. Снятие данных активности головного мозга в состоянии покоя. Новорожденному ребенку будет сделана ЭЭГ в состоянии сна.
  2. Проба с открыванием и закрыванием глаз, запись активности мозга при переходе из спокойного состояния в состояние деятельности.
  3. Проба с гипервентиляцией — малыш вдыхает и выдыхает по команде. Этот этап помогает обнаружить скрытую эпилепсию и новообразования.
  4. Фотостимуляция. Оценивается психическое и речевое развитие, выявляется наличие эпилепсии. Выглядит такая процедура как повторяющиеся вспышки света, малыш держит глаза закрытыми.

Длительность процедуры определяется нейрофизиологом, как правило, она не превышает получаса

Все исследование длится около 30 минут. При необходимости врач может провести еще ряд тестов. Пациент находится в лежачем или сидячем положении. Малыши до года находятся на руках у мамы или на пеленальном столе.

К голове пациента подключаются электроды, надевается специальный шлем-сетка. Детям прикрепляют 12 датчиков к поверхности головы. Электроды фиксируют электрические потенциалы между двумя датчиками.

У больных эпилепсией существуют определенные колебательные волны, характеризующие эпилептиформную активность. Ее лучше регистрировать в период патологической активности — во время эпилептического приступа. Метод имеет большую ценность в диагностике, для его осуществления провоцируют эпилептический приступ специальными раздражителями.

Расшифровка результатов у детей

Как правило, результаты можно забрать на следующий день. Самостоятельно проанализировать результаты электроэнцефалограммы не получится, потому что на руки выдается расшифровка с начерченными кривыми линиями активности мозга или компьютерный файл.

Интерпретировать их под силу только опытному специалисту. Он оценит частоту, амплитуду, ритм кривых, их скачки в определенные моменты.

Нормы ЭЭГ

В зависимости от возраста малыша различаются показатели нормы. ЭЭГ покажет отклонения ритмов мозга конкретного человека от среднестатистических, нормальных. В заключении родители найдут следующие данные:

  • Альфа-ритм. Он отражает состояние покоя, его фиксируют в бодрствовании с закрытыми глазами. Он перестает регистрироваться приборами при появлении раздражителя. О развитии опухоли или кисты, инсульте или психическом расстройстве говорят сбои в альфа-ритме. Для травмы головного мозга характерна высокая частота, при неврозе появляются слабая выраженность ритма и пароксизмальная активность.
  • Бета-ритм. Регистрируется при тревожности, беспокойстве, депрессии. Сбои бета-ритма свидетельствуют о сотрясении мозга. Некоторые его показатели указывают на энцефалит.
  • Тета-ритм. Регистрируется в состоянии естественного сна. Тета-ритм в состоянии активности говорит о наличии патологии в той области мозга, где он обнаружен. Если он появляется во всех областях мозга, то имеет место значительное поражение ЦНС. В норме его должно быть не более 15%. Нарушение тета- и дельта-ритма совокупно обнаруживается при задержке психического развития, психопатии, слабоумии. Пароксизмальные тета- и дельта-волны в состоянии бодрствования говорят о патологии глубоких частей мозга. Пароксизмальная активность в центральных частях мозга свидетельствует о приобретенном слабоумии.
  • БЭА. Показатель биоэлектрической активности мозга в норме ритмичен, он синхронный. Его сбой появляется при наличии судорожного синдрома и эпилепсии. По этому показателю диагностируется мигрень и головные боли. Если в расшифровке ЭЭГ говорится о диффузных изменениях, это свидетельствует о предрасположенности к эпилепсии. Умеренная дизритмия не является серьезным нарушением и требует только симптоматического лечения.
  • М-ЭХО. На его основе оценивают смещение отделов мозга. В норме допускается отклонение около 1 мм. Если этот показатель выше, то фиксируется неправильное расположение отделов головного мозга.

Показателей ЭЭГ достаточно много, их расшифровкой занимается грамотный специалист. Очень важна квалификация и опыт врача. Так, например, эпилептиформные изменения на ЭЭГ могут возникать при движении глаз, пульсации сосудов, изменении дыхания, глотании и по другим причинам. У 10% эпилептиков эпилептиформные разряды могут не регистрироваться. Все эти нюансы должны быть учтены при подготовке выводов ЭЭГ.

Возможные нарушения и их причины

ЭЭГ очень эффективна при обнаружении опухолей головного мозга. Она помогает выявить их точное местоположение. С помощью этого метода проводится диагностика травм, воспалительных заболеваний, гидроцефалии и других состояний.

Основные расстройства и заболевания, исследуемые с помощью ЭЭГ:

  • Менингоэнцефалит. При этом заболевании в головном мозге происходит воспалительный процесс. Причина энцефалита — попадание в организм возбудителей (вирусов или бактерий). Как правило, появляется высокая температура, тошнота, рвота, сильные головные боли.
  • Водянка (гидроцефалия). Это частая врожденная патология, при которой в полости черепа скапливается жидкость. Развивается она вследствие родовых травм, воспалений ЦНС.
  • Эпилепсия. Характеризуется судорогами и потерей сознания. Причиной эпилептических приступов малыша может быть злоупотребление матерью алкоголем во время беременности, наследственность, родовая травма, инфекционные заболевания.
  • Новообразования в головном мозге. Проявляются потерей сознания, головными болями, нарушениями слуха, зрения и координации (дезорганизация в пространстве). Причины появления опухолей неясны, специалисты полагают, что это наследственность, ионизирующее излучение, травмы и перенесенные инфекционные заболевания.

Очень много заболеваний, исследуемых с помощью ЭЭГ, являются наследственными или возникают по причине родовых травм, поэтому диагностируются в младенческом возрасте

  • Кровоизлияние в мозг. Причинами могут быть травмы, гипертония, атеросклероз, болезни крови (анемия, лейкоз). Пациента беспокоит головокружение, боли в голове, невнимательность, медлительность и состояние общей заторможенности. При небольших травмах в заключении будет указано, что присутствуют диффузные изменения умеренного характера. На начальной стадии атеросклероза наблюдаются умеренно выраженные диффузные изменения биоэлектрической активности мозга (БЭА).
  • Детский церебральный паралич. Поражается центральная нервная система и нарушается двигательная активность малыша. Среди причин выделяют внутриутробную патологию ЦНС, наследственность, асфиксию, инфекционные заболевания в первые месяцы жизни.
  • Лунатизм, или сомнамбулизм. Проявляется в снохождении и сноговорении. Причины его неясны, но ученые полагают, что большую роль играют наследственность, воздействие окружающей среды, прием лекарственных препаратов.
  • Психические нарушения у детей: аутизм, умственная отсталость, психическое отставание в развитии, синдром дефицита внимания. Провоцируют их наследственная предрасположенность, патологические изменения мозга, сильные психоэмоциональные потрясения.
  • Заикание. Речевой дефект появляется из-за наследственной предрасположенности ребенка, перинатального поражения головного мозга, перенесенных инфекционных заболеваний, рахита, черепно-мозговых травм, психических потрясений.

Это неполный список детских нарушений, когда в диагностике на помощь приходит ЭЭГ. Этот метод поможет невропатологу поставить правильный диагноз и назначить эффективную терапию малышу.

Стоимость диагностики

Сколько стоит пройти ЭЭГ и ЭХО ЭГ? Стоимость различается в разных регионах и местах проведения процедуры. Обычно цена на ЭЭГ варьируется в пределах от 600 до 3500 рублей. Эхоэнцефалография стоит от 500 до 3000 рублей.

Частные медицинские клиники выставляют более высокий ценник на обследование, в отличие от муниципальных учреждений. Стоимость зависит от уровня комфорта при проведении процедуры, квалификации врачей и других факторов.

Мне кажется, все проходили такое исследование. Мне в детстве, когда упала с качели и стукнулась сильно головой, делали в больнице эту процедуру. Небольно, просто надели шлем и присоски и проверили, что нет сотрясения.

Моя малышка в 10 месяцев упала на кухне, а ей на голову сверху приземлился стул. Появилась даже вмятинка. Невролог сказала, что все пройдет, но лучше провериться. ЭЭГ показала, что все показатели в норме, вмятина пропала. Теперь уже и не вспоминаем про этот случай.

Внимание! Вся информация на сайте предоставляется исключительно в справочных целях и носит ознакомительный характер. По всем вопросам диагностики и лечения заболеваний необходимо обратиться к врачу за очной консультацией.

Источник: http://vseprorebenka.ru/zdorove/diagnostika/eeg-golovnogo-mozga-rebenku.html

Расшифровка ЭЭГ в детском возрасте: норма и патология

Существует не так много диагностических методов, способных оценить состояние головного мозга и помочь в диагностике неврологической или психиатрической патологии. Основными из них являются магнитно-резонансная томография и электроэнцефалограмма. В статье пойдет речь о ЭЭГ головного мозга: что это такое, расшифровка у детей.

Энцефалограммой называют метод исследования электрической активности головного мозга. Это исследование позволяет определить активность различных участков головного мозга, наличие патологических паттернов (разрядов), которые указывают на функциональную патологию. Безобидность диагностики позволяет широко использовать ее в детском возрасте. По результатам исследования определяется эпилептиформная активность, показания для проведения МРТ и направления курса дальнейшего лечения.

Эпилептиформная активность на ЭЭГ у ребенка – что это значит? Под термином эпилептиформная активность понимают электрические колебания, регистрирующиеся на ЭЭГ в виде острых волн и пиков, отличающихся от общей активности более чем на 50%. Наличие эпилептиформной активности на ЭЭГ может свидетельствовать о наличии эпилепсии.

Расшифровкой ЭЭГ головного мозга у детей занимаются врачи функциональной диагностики, так как результаты объемные и оценить их бывает довольно сложно даже для специалиста.

Показания к проведению процедуры у деток

Назначают исследование для диагностики различных неврологических и психиатрических заболеваний детей. К таким заболеваниям относятся:

  • Задержка развития речи: дифференциальный диагноз между дизартрией (нарушение в речевом аппарате) и патологией речевых центров головного мозга.
  • Разные виды эпилепсии, начиная с генерализованной, заканчивая миоклониями в отдельных группах мышц.
  • Тики: для исключения центрального генеза заболевания и нарушений в электрической активности головного мозга.
  • Аутизм и синдром гиперактивности малыша, также хорошо виден при расшифровке результатов ЭЭГ у детей.
  • Энурез или ночное недержание мочи.
  • Расстройства сна, в том числе и сомнамбулизм (лунатизм – снохождение малыша): необходимо проведение ЭЭГ во время ночного сна.
  • Травмы головного мозга (сотрясения, ушибы и так далее) – для предупреждения осложнений и выявления очагов аномальной электрической активности.
  • При подозрении на онкопатологию головного мозга ребенка, очаг будет показывать патологические сигналы, при этом он может быть еще не визуализирован на МРТ.
  • Частые головные боли, которым не найдено объяснение.
  • Когнитивные нарушения: агрессивность, плохая память, успеваемость в школе, дефицит внимания, чрезмерная рассеянность чада и так далее.

Как проводится процедура?

На кожу головы в проекции различных участков головного мозга устанавливаются датчики электрической активности (принцип кардиографа). Всего таких датчиков насчитывают 12, устанавливаются симметрично с двух сторон головы.

Накануне маме необходимо подготовить ребенка к обследованию:

  • Помыть голову, так как избыток кожного сала нарушает плотный контакт электрода с кожей головы и искажает результат обследования.
  • Снять украшения (серьги, заколки, пирсинги).
  • Если ребенок совсем маленький или проявляет агрессию, слишком непоседлив, то рекомендовано провести премедикацию, в качестве которой выступают седативные препараты.
  • Иногда рекомендована депривация сна, которая проводится с целью диагностики скрытой эпилепсии. Методика заключается в лишении человека сна на срок от двадцати четырех до сорока восьми часов. В случае необходимости такой диагностики подготовка проводится под контролем врача.
  • Не кормить чадо продуктами-энергетиками за сутки до исследования: шоколад, крепкий чай, кофе, энергетические напитки и так далее.
  • Предупредить врача функциональной диагностики обо всех лекарственных средствах, которые получает ребенок в подробных дозировках и кратности применения.
  • Покормить ребенка, так как снижение в крови сахара может дать искаженную электрическую картину головного мозга.

Норма и нарушения в расшифровке ЭЭГ головного мозга у детей, которые увидит врач функциональной диагностики, может потребовать углубленного исследования.

В таких случаях проводят ночное или суточное мониторирование ЭЭГ. Тогда «шапочка» одевается ребенку на голову, на пояс крепится аппарат, иногда исследование сочетается с мониторингом ЭКГ. Ребенок ведет обычный образ жизни: гуляет, кушает, играется в малоподвижные игры (мозайка, куклы, машинки и другие), а умная техника фиксирует активность головного мозга малыша.

Как расшифровывается и что можно увидеть?

Расшифровка показателей ЭЭГ головного мозга у детей занимает довольно много времени. Обычно результаты выдаются на следующие или через несколько суток. Так как анализируются электрические показатели со всех 12 отведений, оцениваются все пики и волны, их синхронность, симметричность.

На руки родителям выдают заключение, в котором отображается отрезок энцефалограммы и выводы по данным, полученным в результате исследования. Иногда врач может дать рекомендации по дальнейшему обследованию.

Самостоятельно понять, как расшифровать ЭЭГ головного мозга у детей не получится даже при очень большом желании. Расшифровывать волны электрической активности может только специалист, особенно у детей. Даже норма имеет множество вариаций, в зависимости от возраста ребенка. Разное время суток и даже насыщение мозга глюкозой может повлиять на результат.

Принято выделять следующие основные ритмы электрической активности на ЭЭГ:

  • Альфа-ритм. Это состояние абсолютного покоя, при котором ребенок лежит с закрытыми глазами и ничего не делает. При формировании очага аномальной электрической активности именно в нем произойдет нарушение в одно из отведений. При генерализованной эпилепсии патологическая активность может начинаться в одной области и распространяться на остальные;
  • Бета-ритм. Выявляется при максимальном сосредоточении внимания: быстрые волны свидетельствуют о напряженной работе мозга малыша. Патологические результаты на ЭЭГ при расшифровке у детей могут свидетельствовать о когнитивных нарушениях, депрессивных или неврозных состояниях, сотрясении головного мозга или воспалении.
  • Тета-ритм. При нормальной картине ЭЭГ у здоровых детей 2-8 лет является одним из основных ритмов, представляет из себя волны низкой амплитуды, основная подача такого сигнала идет из гиппокампа, свидетельствует о несовершенстве социальной адаптации. Появление таких показателей в более взрослом возрасте может свидетельствовать о задержке психического развития, возможном слабоумии, психозах.

Также при расшифровке ЭЭГ у детей оценивается синхронность электрических потенциалов в обоих полушариях. Нарушение синхронизации свидетельствует о наличии патологического электрически-активного очага. Он может быть представлен опухолью, эпилептическим очагом, сосудистой мальформацией (аневризма может сдавливать структуры мозга и вызывать биоэлектрические потенциалы) и так далее.

Регистрация паттернов является важной частью исследования. Они могут быть как эпилептическими, что свидетельствует о наличие очага, так и эпилептиформными. Эпилептиформные паттерны детства сейчас рассматриваются как варианты нормы при единичном обнаружении.

При множественном появлении разрядов на пленке ЭЭГ необходимо оценивать клинику, проконсультировать малыша у психолога и психиатра. Расшифровывать такие результаты и выставлять диагноз приходится на основании различных тестирований. Такие разряды могут свидетельствовать о когнитивном дисбалансе, проявляющемся нарушениями в поведении ребенка.

Стоит ли доверять исследованию?

Энцефалограмма функциональный метод, поэтому зачастую результаты во многом зависят от стояния ребенка на момент обследования. Если врач, например, видит, что результаты расшифровки ЭЭГ головного мозга у ребенка старше 8 лет дезорганичны, присутствуют в большом количестве тета-волны, не стоит сразу выставлять диагнозы. Возможно, малыш просто негативно отнесся к процедуре, ведь дети довольно эмоциональны.

Конечно, при обнаружении серьезных отклонений, с формированием пиков аномальной активности, свидетельствующих о наличии эпилептического очага, требуется дообследование. Электрический метод лишь укажет на приблизительную локализацию очага (доля головного мозга).Наиболее точно определить локализацию процесса и возможную причину (сосудистую, неопластическую, атрофия вследствие внутриутробного кислородного голодания мозга и так далее) можно только при расширенном обследовании.

Как часто необходимо повторять исследование?

Если диагностика не показала весомых изменений в мозговой электрической активности, то повторную пленку при отсутствии новой симптоматики можно не снимать.

При выявлении очагов энцефалограмма станет основным объективным диагностическим критерием эффективности назначенной терапии.

Повторение исследование должно быть минимум каждый год. Оценка динамики позволит скорректировать терапию для предупреждения возобновления приступов (увеличение или уменьшение доз противоэпилептических препаратов).

Даже после снятия диагноза эпилепсия, необходимо повторять энцефалограмму еще в течение 3-5 лет для предупреждения рецидива. После оперативного вмешательства также рекомендовано ежегодное исследование в течение нескольких лет. Это позволит избежать множество осложнений.

Источник: http://diagnostinfo.ru/drugie/efi/rasshifrovka-eeg-u-detej.html